«Спасают только сигареты и энергетик»: как живут и работают курьеры «Яндекс.Еды»

Все главное о главном, для работы в такси.

Модератор: Максим1

Аватара пользователя
Ptica Sokol
Сообщения: 2382
Зарегистрирован: 23 апр 2018, 21:21

«Спасают только сигареты и энергетик»: как живут и работают курьеры «Яндекс.Еды»

Сообщение Ptica Sokol »

Корреспондент «БИЗНЕС Online» на два дня облачился в желтое: прошел 50 км и заработал меньше 2 тыс. рублей

«Работники общепита считают курьеров ниже себя, хотя и заработок у нас примерно совпадает», — делится с нашим корреспондентом один из курьеров «Яндекс.Еды». Несмотря на невысокие зарплаты и изматывающий график, армия «людей в желтом» растет каждый день. Побывал в рядах «миньонов», как их иногда называют, и наш корреспондент. О том, просят ли при трудоустройстве медкнижку, каков социальный портрет клиентов и из чего складывается заработок, — в материале «БИЗНЕС Online».

IMG_7129.jpg

ОБЕЩАНИЯ: ГИБКИЙ ГРАФИК И ЗАРПЛАТА ДО 3,5 ТЫС. В ДЕНЬ.

18 апреля в Санкт-Петербурге во время рабочей смены умер 21-летний Артык Орозалиев, который трудился курьером в сервисе «Яндекс.Еда». Его смена длилась 10 часов без отдыха. Сердце молодого человека не выдержало и остановилось, но алгоритмы «Яндекса» или супервайзер умудрился оштрафовать мертвого курьера за прогул. Случай моментально срезонировал и вызвал широкое общественное обсуждение и осуждение.

Доставщики «Яндекс.Еды» стали одним из символов современной России: сервис заработал в марте 2018 года, российский IT-гигант запустил его на фоне успеха «Яндекс.Такси». С тех пор «желтые человечки» — неотъемлемая часть российских мегаполисов, в их числе, конечно же, и Казань.

Несмотря на это, огромное комьюнити «Яндекс.Еды» живет своей, кажется, параллельной жизнью: кто они, что кроется за их огромными термосумками и желтыми плащами, по каким алгоритмам они строят свой день и как взаимодействуют с городом, почти никто не знает. Чтобы заполнить этот пробел, корреспондент «БИЗНЕС Online» решил испытать на себе, что такое быть разносчиком еды под брендом «Яндекса».

Знакомство с компанией начинается с посещения сайта. Сервис утверждает: любому курьеру под силу зарабатывать до 3 тыс. рублей в день. На крупнейшем в России портале поиска работы HeadHunter вилка месячного заработка указана в пределах от 30 до 42 тыс. рублей. «Легкие» и не самые плохие деньги за максимально простой физический труд, пожалуй, главная причина популярности сервиса среди тех, кто ищет способ заработать.

Подать заявку на работу можно прямо с сайта «Яндекс.Еды», заполнив нехитрую форму с полями для ввода имени и телефона. Далее соискателю перезванивают из контакт-центра и сообщают первоначальную информацию по условиям работы. «Мы предлагаем одну из самых высоких ставок оплаты по городу, гибкий график работы, а также официальное оформление и рейтинговую систему. В обязанности входит доставка еды из ресторанов и кафе, заказы будут распределяться по геолокации. Основное требование — работать минимум три дня в неделю», — рассказала в телефонном разговоре оператор Инна. Позже приходит сообщение — в нем указаны время и место встречи с рекрутером.

Собеседование и обучение в Казани проходит в офисном центре «Бизнес Парк» на улице Островского. В помещении под номером 3021 находится офис «Яндекс.Еды»: небольшой тамбур с двумя комнатами. В первой, что чуть больше, стоит стол со стульями для менеджеров, в другой проходит обучение курьеров (она лишена окон и естественного света).




РЕАЛЬНОСТЬ: МИНИМУМ ТРИ СМЕНЫ В НЕДЕЛЮ И ПЕРВАЯ ЗАРПЛАТА В КОНЦЕ МЕСЯЦА.

Будущие курьеры ждут «драфта» в коридоре. Там небольшая очередь: вместе со мной приглашения ждут еще четыре молодых человека, все на вид студенты. В это время из комнаты выходят несколько парней и две девушки — уже после «инициации», в форме сервиса и с фирменными термосумками. Зовут новую партию соискателей — трех новичков. Лишних вопросов не задают, о долгосрочных планах на жизнь не спрашивают, а по краткосрочным и так все понятно.

Тут же начинается обучение. Один из работников офиса включает телевизор с 20-минутной видеопрезентаций. В ней рассказывают о работе с приложением для курьеров. К слову, разработано оно исключительно под операционную систему Android, пользователям iPhone просьба не беспокоить. Новичкам объясняют основные принципы работы приложения: на то, чтобы дать свое согласие на обработку заявки, у курьера есть 90 секунд. Чтобы упростить решение, приложение показывает расстояние, которое курьеру предстоит пройти ради того, чтобы забрать заказ. Во всех кафе и ресторанах, кроме «Макдоналдса», курьеру необходимо проверить требуемое по позициям из чека в приложении. Советуют пользоваться общественным транспортом для сокращения времени доставки. Во время смены у каждого есть право всего лишь на 20-минутный перерыв, но его нельзя взять в период высокого спроса. Большинство рабочих вопросов решается через чат в «Телеграме», но ответ может занять до 24 часов. По экстренным вопросам сотрудникам необходимо звонить по телефону в службу технической поддержки. «Убедитесь, что вы действительно не можете самостоятельно решить проблему, прежде чем звонить. Кол-центр отвечает и вам, и клиентам — старайтесь лишний раз не звонить», — строго напутствует менеджер.

Теперь о главном — о деньгах. На выбор у курьера есть три варианта рабочего дня: 4-, 6- и 12-часовые смены. За каждый рабочий час сотрудник доставки гарантированно получает 70 рублей. Один заказ оценивается в 40 рублей. В час-пик ставка растет, но незначительно — до 50 рублей. При этом в неделю курьер обязан проводить не менее трех смен. Первый заработок обещают выплатить лишь через две недели после начала работы, по факту же лишь через три. В «Яндекс.Еде» кроме пеших есть и автокурьеры, чья работа ценится выше: гарантированные 100 рублей за час и 70 рублей с каждого заказа.

Оформлением трудовых отношений занимается партнер сервиса. В моем случае речь идет про ООО «ЦентрПро» в лице некоего Андрея Денисова. Как указано на портале «Контур.Фокус», компания зарегистрирована в сентябре 2017 года в Москве. То есть никакого трудового договора между «Яндексом» и разносчиками не существует: похвастаться записью IT-гиганта в трудовой книжке не получится. Аналогичная схема работает и в «Яндекс.Такси», когда водителей оформляют в стороннем ООО. Гарантий того, что партнер не кинет курьера, нет, случись что — «Яндекс» опять же ни при чем: юридически функции компании чисто информационно-посреднические. На собеседовании этого, конечно, не произносят. Партнер «Яндекс.Еды» выпускает для своих сотрудников карты Райффайзенбанка. До того как придут выплаты, курьер будет получать отчеты о заработке на электронную почту и с вожделением смотреть на цифры будущей зарплаты.

На том же собеседовании говорят, что для трудоустройства понадобится паспорт, СНИЛС и ИНН. Но если даже двух последних документов на руках нет, то их, по словам оператора кол-центра, можно донести позже. Ни о каких дополнительных документах (например медицинских) речи не идет, так что делайте выводы.

Информацию из презентации закрепляют сессией вопросов и ответов, после чего будущего курьера отправляют ждать прихода СМС с ответом на его заявку. Собственно, «Яндекс.Еда» оказывается почти идеальным работодателем: число отказов в приеме на работу, по ощущениям, близится к нулю.

IMG_7198.jpg

«У ВСЕХ ВЕДЬ ИМЕЕТСЯ ГРАЖДАНСТВО РФ И ВСЕМ ЕСТЬ 18 ЛЕТ?»

Заветная СМС приходит через несколько часов: новоиспеченный сотрудник «Яндекс.Еды» получает доступ в чат с супервайзером. Активацию приложения и старт работы назначают на 9 утра следующего дня в том же «Бизнес Центре». Собирается с десяток человек. Среди новых курьеров всего лишь одна девушка. Всем раздают договор и заявление на выпуск карт. «Приготовьте реквизиты карты Сбербанка: если не всем успеем сделать карты Райффайзенбанка, то отправим деньги на них. У всех ведь имеется гражданство РФ и всем есть 18 лет?» — как бы между делом спрашивает менеджер, получая в ответ утвердительные кивки. Далее работница офиса фотографирует на личный телефон паспорт, СНИЛС и ИНН нового работника.

Из выданного каждому сотруднику договора можно узнать, что у «Яндекс.Еды» есть трехмесячный испытательный период, а работнику ежегодно предоставляется отдых (неоплачиваемый). В разделе оплаты труда графы «Должностной оклад» и «Стоимость одного выполненного заказа» оказываются пустыми, их просят не заполнять. По договору работники подлежат обязательному медицинскому страхованию. Также указано, что если сотрудник в недельный срок после подписания документов не приступил к обязанностям, то договоренности аннулируются. О выплатах сообщают в специальном чате, в котором на момент написании материала состояли более 5 тыс. человек, а в свежем списке на зачисление зарплаты числились 236 курьеров.

Окончив бюрократические формальности, получаю ссылку на приложение, выбираю смены на день и район, в котором буду работать, после чего менеджер приглашает на склад забрать знаменитые термосумки и одежду. Кстати, наборы курьеров уже есть в продаже на сайтах объявлений, цены колеблются от 999 до 5 тыс. рублей. Найти новую или хотя бы чистую сумку сразу не получается: берем одну из ранее использованных. На некоторых не хватает лямок для пиццы и термоперегородки. Менеджер решает проблемы просто: недостающие элементы снимает с других сумок и передает новым работникам. «У нас сейчас нет весенней одежды. Зимние куртки слишком теплые, поэтому раздаем поло, но их можно не носить, если на улице будет холодно», — говорит менеджер. С этой минуты курьеры готовы к бою за заказы и заявки.

IMG_7171.jpg

ПЕРВЫЙ ЗАКАЗ — ПИЦЦА ИЗ «ТАТМАКА»

В качестве места работы выбираю, пожалуй, самый хлебный и густонаселенный Ново-Савиновский район. Так называемые «точки входа» (в них нужно сделать селфи перед началом смены и отправить фото своему супервайзеру) расположены у торговых центров «Парк Хаус», XL, «Бахетле» на проспекте Фатыха Амирхана. Отсылаю селфи, но ответ получаю лишь через час. Смена стартовала, начинается марафон пешей доставки.

Первая заявка — забрать заказ из «Татмака» на улице Мусина. Детальная информация раскрывается по клику в приложении: там указаны состав заказа (в нашем случае — три фирменные пиццы), стоимость и адрес доставки. Дополнительно приложение рисует маршрут на карте навигатора. Это главный друг всех курьеров.

Дойдя до места, работник «Яндекс.Еды» ждет приготовления заказа. Как правило, администраторы уже знают, что к ним идет именно курьер. Собственно, томительное ожидание и занимает большую часть рабочего времени. При этом не все заведения позволяют находиться внутри, некоторые предлагают подождать за дверью. Как правило, это относится к ресторанам. Например, вежливо, но безапелляционно меня выставили из халяльного ресторана «ИТЛЕ» в элитном ЖК «Берег». Там же отказали в просьбе о стакане воды. Не очень приятное открытие, когда ты несколько часов шагаешь по жаре и изнываешь от жажды. Спасают небольшие кафе, где отношение к курьерам куда снисходительнее. Кстати, в термосумках отделения для бутылочки с водой нет, а класть внутрь что-то еще, кроме заказа клиента, строго запрещается. Вообще, единственное заведение в Казани, где курьерам сервиса официально могут налить чашку чая и помочь с зарядкой телефона, — это кафе с говорящим названием Friends, но находится оно в Советском районе.

Как упоминалось выше, курьер должен все проверить. Да, доставщику известно, какие позиции заказал клиент и сколько это в итоге стоит, но в большинстве случаев на подобное не обращают внимания. Лучше сэкономить лишнюю минуту, чем разбираться в сортах пасты или суши. Запечатывают заказы только в «Макдоналдсе». Но беспокоиться о том, что пища будет съедена, не стоит — все время доставки сотрудник «Яндекс.Еды» на виду. Да и в целом курьерам на самом деле малоинтересно содержимое сумки — побыстрее бы закончить и получить новую заявку.

Больше всего проблем возникает с доставкой супов и пиццы. Первые так и норовят пролиться и испачкать сумку, надолго оставив свой запах. А для транспортировки пиццы приходится трансформировать сумку и нести ее в руках, а не на плечах. Сложнее всего девушкам, ведь сама сумка весит около 2 кг, к которым добавляется вес еды.

Заказ наконец-то готов. Его нужно доставить на улицу Бондаренко. На все — и забрать еду, и доставить ее — курьеру дают лишь 40 минут, иначе штраф. Тут на помощь приходит вышеупомянутый навигатор. Он показывает максимально короткий путь до клиента.

На звонок в домофон отвечает мужчина, хотя заказа пришел от женского имени. Поднимаюсь на третий этаж (так указано в заказе), меня встречает молодой человек лет 25. Берет пиццы, слышит дежурное «Приятного аппетита!» и без слов захлопывает дверь.

photo_2019-05-03_15-47-08.jpg

КТО ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАКАЗЫВАЕТ ДОСТАВКУ И В КАКИЕ ДОМА СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ДОНЕСТИ ЕДУ.

Пользуются сервисом самые разные люди, например, за смену нашему курьеру встретились и 14–15-летний подросток, и 30-летний мужчина. Удивляет, что готовую еду даже чаще заказывают люди социального статуса ниже среднего. Большая часть запросов пришлась на обшарпанные подъезды старых многоэтажек Кварталов, чем на новостройки ближе к Казанке.

Может, это и к лучшему. Новомодные жилые комплексы часто огораживают двор, оказаться там не так-то просто. Например, непросто было доставить еду в ЖК «Европейский». Без брелока зайти внутрь и выйти невозможно. Тем временем таймер нового заказа уже тикает, важно быстрее оказаться на новом месте, чтобы «не попасть» на депремирование. Навигатор же, к сожалению, не предупреждает об ограниченном входе на территорию, этот нюанс игнорирует и сама «Яндекс.Еда».

Чудеса логистики от «Яндекса» начались на второй день работы: он выпал на Пасху, когда смена сопровождалась дождем, снегом и неприятным холодным ветром. Я находился в «Парк Хаусе», а заявка на заказ пришла из «Макдоналдса» на улице Дементьева. «Прибытие в ресторан в течение 21 минуты», — нещадно указывает приложение. До «Мака» на Дементьева от «Парк Хауса» порядка 4 км, даже навигатор показывает, что путь пешком займет 49 минут. В Авиастроительном районе находится и адрес получателя заказа.

Приходится садиться на общественный транспорт, а значит, заказ будет обслужен в минус — 54 рубля, потраченных на два билета (туда и обратно), его не окупят.

Проблемы приложения доставляют неудобство не только курьерам. Клиентка Мария призналась, что их адрес по улице Арбузова «Яндекс.Еда» просто не находит. Ей приходится ехать на улицу Бондаренко и на одной из стоянок перехватывать курьера. Кажется, проще забрать еду самому.

Самую неприятную для курьера хитрость «Яндекс.Еды» узнаю под конец 6-часовой смены — за 10–15 минут до ее завершения приходит заявка, на выполнение которой дается 30–40 минут. Ситуация повторяется и на второй рабочий день. То есть курьеры, несмотря на заявленный тайминг, в сумме прилично перерабатывают. Будет ли это обрабатываться по какому-то повышенному тарифу, остается неясным. Причем отказаться от данной заявки невозможно — звонит «робот» и напоминает: «Эй, парень, смена еще не закончена!»

TASS_32352184.jpg

КАК ЖИВЕТ БРАТСТВО «ЛЮДЕЙ В ЖЕЛТОМ»

Взаимоотношения курьеров «Яндекс.Еды» можно назвать братством. Оно же негласно включает и промоутеров, которые также работают на улице. Своеобразное тайное «желтое сообщество» в духе романов Чака Паланика позволяет легко влиться в компанию, если за спиной фирменная термосумка. При встрече курьеры здороваются друг с другом, даже если не знакомы, общаются и помогают в случае трудностей. При встрече с промоутерами приветствие выражается кивком головы, а вот с официантами и администраторами кафе и ресторанов общения не получается.

«Многие из них считают курьеров людьми ниже себя, хотя и заработок у нас примерно совпадает», — объясняет один из курьеров.

В минуты перерыва курьеры предпочитают кучковаться вместе. Спрашиваю у более опытных коллег о 12-часовых сменах. «Только сигареты и энергетик помогают столько времени быть на ногах и хоть как-то сохранять внимание. Ну и выносливость нужна хорошая, новички редко подобные смены берут: уже через 6 часов у многих ноги и спина начинают болеть», — рассказал курьер по имени Олег. По его словам, даже на минимальной 4-часовой смене сотрудники «Яндекс.Еды» проходят около 20 километров. Именно энергетик и высокая нагрузка, по мнению собеседника, и могли стать причиной смерти курьера из Санкт-Петербурга.

Но в самом сообществе доставщиков еды предпочитают тему непростых, мягко скажем, условий труда не поднимать. На вопрос об обещанном заработке в 3,5 тыс. рублей за день (как указано на сайте компании) все улыбаются.

«Вот смотри: за час смены ты получаешь 70 рублей, за 12 часов получается 840 рублей. Оставшуюся сумму должен добить заказами. Даже если ты в рейтинге на первых местах и получаешь за доставку заказов 50 рублей, то тебе надо выполнить 54 заказа. В среднем по времени заказ доставляется за полчаса, то есть ты за максимальную смену можешь унести 24 заказа, а это только 2 040 рублей. Но больше 2 тысяч в день из нас никто не зарабатывал, да и полторашка бывает редко», — подробно и с калькулятором объяснил один из курьеров-коллег до начала смены. Реально человек может зарабатывать в пределах 1–1,5 тыс. рублей в день. Это если не срывать срок выполнения заказов. Неплохо в качестве подработки, отметил наш собеседник, который в любом случае посоветовал соискателю морально готовиться к изнуряющему труду. Лично у меня вышло немногим меньше 2 тыс. рублей за два рабочих дня и почти 50 пройденных километров.

Конечно, не остался без внимания вопрос чаевых. «Они очень редкие», — отмечает девушка-курьер Екатерина. Работники «Яндекс.Еды» признаются, что полученные от клиента наличные сразу тратятся — на воду в жару, чай или кофе в холодную погоду или проезд домой. При средней стоимости заказа в 500 рублей получить хотя бы 50 сверху — «за доставку вовремя» — становится крайне важно.

«Дети иногда кричат вслед: „О, „Яндекс.Еда“, постой и накорми меня!“ Или называют миньоном», — подводит своеобразную итоговую черту под таким явлением, как «люди в желтом», курьер и студентка Екатерина. Каких-то шокирующих историй она вспомнить не смогла, но рассказала, как при выполнении заказа возле нее остановился автомобиль и приставали двое вышедших оттуда мужчин. Впрочем, подумав, связывать инцидент с работой она не стала. «Понравилась, видимо», — отметила Екатерина, смущенно улыбаясь.


КОММЕНТАРИИ:

АНОНИМНО
Яндекс еда это:
> отношение к работникам как к скоту(10 км пешком за полчаса? Бегом, иначе штраф)
> ежедневные штрафы просто чтобы платить тебе меньше денег
> работа в минус(по деньгам)
> СМЕРТЬ СОТРУДНИКОВ

АНОНИМН 4.05.2019 08:40
Молодцы.
Ноги и ботинки не свои, машины не свои, бензин не свой, еда не своя, повара не свои а программулю написал и с такси и еды свой процент имеешь.
А ведь ничего не произвели по сути.

АНОНИМНО
Очень интересная статья. Вроде они всегда рядом, а о работе изнутри не знал абсолютно ничего. Сейчас этот пробел заполнен.

АНОНИМНО
Эксплуатируют не стесняясь.
Автору статьи, спасибо-все четко и по делу.

АНОНИМНО
Я и раньше не оставлял без чаевых курьеров доставки еды , а после прочтения статьи стало понятно как и в каких условиях они работают.
БО благодарю за интересный материал.

АНОНИМНО
Яндекс продолжает делать из людей рабов, снимая сливки за счет разработанной программы и не неся при этом практически никаких расходов.
Необходимо законодательно обязать такие компании трудоустраивать людей в соответствии с трудовым кодексом.
АНОНИМНО
Не понятно, а что вы хотели? Низкоквалифицированная работа. Хотите зарабатывать больше - продавайте уникальный труд или знания, умения, ит.д.
АНОНИМНО
Даже низкоквалифицированный труд должен адекватно оплачиваться, а условия труда соответствовать как минимум действующему трудовому законодательству.

https://www.business-gazeta.ru/article/423157
Ptica Sokol

Вернуться в «В мире такси. Новости и события.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Ahrefs [Bot], Google [Bot] и 1 гость