Закон есть - правил нет. Таксисты Республики Беларусь ждут, в какую сторону "наклонится" рынок пассажирских перевозок

Все главное о главном, для работы в такси.

Модератор: Максим1

Ответить
Аватара пользователя
Анастасия Возрожденная
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 28 дек 2017, 16:53

Закон есть - правил нет. Таксисты Республики Беларусь ждут, в какую сторону "наклонится" рынок пассажирских перевозок

Сообщение Анастасия Возрожденная »

В конце января вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. №50-З "О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках". Не будем скрывать: многие представители рынка автомобильных перевозок ждали новых поправок с нетерпением, так как, во-первых, в них давно уже назрела необходимость, во-вторых, они должны были расставить все точки над "i" в вопросе, кто есть кто в сфере пассажирских перевозок.

Речь в данном случае идет о рынке такси, который сошел с привычных и уже накатанных рельсов, когда в Минск пришел Uber. И до него работали разные мобильные агрегаторы по заказу автомобиля, но они особой погоды не делали и скорее являлись источником получения дополнительных заказов для тех же таксистов. Но с приходом Uber все стало иначе, и дело даже не в том, что сервис "отбил" часть клиентов у привычных диспетчерских служб. Больше этого тружеников сферы частного извоза возмущал тот факт, что, по сути, занимаясь одним и тем же, перевозкой пассажиров, компании, работающие через агрегаторы, выпадали из правового поля по той простой причине, что они "не являлись такси" в том определении, которое предусмотрено законом, а значит, не подчинялись требованиям для такси.

Только зайдя на белорусский рынок, Uber сразу же обозначил: мы не оказываем услуги по перевозке - мы лишь соединяем клиентов с водителями. "Мы не такси" - об эту фразу разбивались все попытки "подтянуть" Uber под правовую базу, которая регулирует перевозчиков с "шашечками". И несовершенное (а точнее - не готовое к вторжению на этот рынок информационных технологий) белорусское законодательство позволяло юристам компании отбивать все нападки. Ведь де-юре в законе была лазейка, которой еще до Uber успешно пользовались те, кто создал такое направление в частном извозе, как аренда авто с водителем. Несмотря на то что на словах "АА-такси" не раз признавалось "вне закона", по факту оно существует по сей день и позволяет обходить желтые "номера", ТО два раза в год и прочее, чего не в силах избежать те, кто решил зарегистрировать автомобиль в такси.

Понятное дело, что таксисты подняли шум вокруг этой проблемы и стали требовать, причем не столько ухода Uber из Беларуси, сколько создания равных условий для всех, кто занимается перевозкой пассажиров. Еще до Uber законотворцы грозились "для порядка" чуть ли не подвести к единому стандарту все автомобили-такси, а тут фактически закрывают глаза на то, что перевозчики "дербанят" рынок всеми доступными способами. Но все было бы слишком просто, если бы не было так сложно.

После первой волны недовольства происходящим чиновники пообещали присмотреться к новому игроку на рынке перевозок, вроде как даже не дать в обиду таксистов. Чуть позже они же обещали "во всем разобраться" и "все упорядочить", признавая тот факт, что законодательство на сегодня несовершенно и не охватывает информационную составляющую этой сферы, так как создавалось до появления мобильных агрегаторов.

В мае 2017 года руководство компании Uber инициировало встречу с премьер-министром Андреем Кобяковым. Произошло это вскоре после того, как президент поручил активнее внедрять инновационные технологии в Беларуси. В ходе встречи компания заявила о готовности открыть в Минске центр научно-технических разработок. Естественно, после этого Кобяков пообещал и даже гарантировал сервису содействие в регулировании работы и решение правовых вопросов - и все это в расчете на долгосрочное плодотворное сотрудничество.

После на ведущем белорусском правовом портале появился проект новых Правил автомобильных перевозок пассажиров. "Там все под Uber", - заявляли таксисты. И единственное, что приносило им удовлетворение, - это необходимость иметь желтые "номера" тем, кто работает через "электронных" операторов.

Но что произошло потом? 23 января 2018 г. были приняты поправки в закон. В нем появились новые определения, в частности - определение электронных информационных систем. Но самое любопытное заключается в том, что закон в новой редакции был принят, а Правила автомобильных перевозок, к которым он отсылает и которые, по сути, являются инструментом, - остались пока в старой редакции. Логично было бы, если бы эти два документа были приняты вместе, но этого по каким-то причинам не произошло.

- До сих пор нет четкого определения, что такое такси, - комментирует ситуацию адвокат Минской городской коллегии адвокатов Галина Пивульская. - В соответствии со все еще действующими правилами автомобилем-такси считается "транспортное средство, оборудованное таксометром, имеющее соответствующие отличительные знаки и используемое для автомобильных перевозок". Поэтому "электронные" службы, которые вместо таксометра используют мобильное приложение, не подпадают под это определение. Если бы закон определял термин "такси" исходя из сути самой перевозки, а не ставил в зависимость от оформления и оборудования автомобиля, ряд проблем был бы снят.

Новые правила в той редакции, которую мы видели на pravo.by, попросту укрепят ситуацию, которая сложилась на рынке, так как из проекта документа следует, что будет два вида такси. Первого типа - имеющие возможность вызова по телефону, они должны быть специально оформлены и оборудованы таксометром, кассовым аппаратом и т.д., второго - работающие только с применением электронной информационной системы. И требования к тем и другим различные. Хотя, казалось бы, и те и другие предоставляют один вид услуг.

Естественно, таким проектом правил недовольны диспетчерские службы.

- Самым логичным в этой ситуации было бы разработать единые требования для всех занимающихся автомобильной перевозкой пассажиров, - комментирует проект правил директор такси "Столица" Олег Радкевич. - Проще говоря, возишь людей - будь добр иметь то и то. Если нужны только желтые "номера" - хорошо: снимем плафоны, магнитные полосы, другие опознавательные знаки, за которые, между прочим, люди платят деньги. И форма оплаты здесь не имеет никакого значения, ведь суть не в ней. Хотя считаю в корне неправильным ограничивать клиентов в форме расчета за услугу. Но когда мы обратились в Нацбанк с просьбой разрешить привязку к банковской карте, нам пришел ответ о том, что сделать это невозможно, пока в Банковский кодекс не будут внесены соответствующие изменения. То есть одно за другое цепляется.

Обсуждать новые правила пока считаю бессмысленным, так как их нет. Как они будут выглядеть в конечном варианте, непонятно. Зачем тогда копья ломать?! Но тот вид, в котором они были в проекте, наталкивает на мысли, что они разрабатывались под тех, кто работает посредством электронных информационных систем.

Некоторые перевозчики - партнеры Uber о намерении введения желтых "номеров" даже не слышали.

- Будут новые правила - будем под них подстраиваться, - пояснил ABW.BY руководитель одной из транспортных компаний. - Пока таких требований не поступало. Если честно, считаю, что такие "номера" нужны для тех, кто принимает наличные деньги от пассажиров. Мы денег в руки не берем - какие желтые "номера"?!

По некоторой информации ситуация может усугубиться после 26 февраля, когда вступит в силу декрет, отменяющий лицензирование деятельности по пассажирским перевозкам. На смену лицензии придет уведомительный принцип, что, с одной стороны, станет проявлением либерализации законодательства, с другой - может открыть "двери в профессию" для сомнительных личностей и недобросовестных перевозчиков, как считают некоторые. Весь вопрос в том, каким образом будет реализована сама идея и как будет организована эта работа "на местах". Хочется верить, что в этой части либерализация не побежит впереди здравого смысла.

Двумя словами нынешнюю ситуацию на рынке автомобильных пассажирских перевозок можно охарактеризовать как "нервное ожидание". Нервничаем и ждем…

https://www.abw.by/novosti/law/202819/
Вложения
2(4).jpg
Ответить

Вернуться в «В мире такси. Новости и события.»